Курбские церкви как памятники архитектуры

Летняя Казанская трехпрестольная церковь села КурбаЛетняя Казанская трехпрестольная церковь села Курба Ярославского уезда, построена в 1770 г.

Историческая известность Курбы начинается с 1426 года, когда Курба стала вотчиной князей Курбских. Об этом была напечатана большая статья в журнале «Москвитянин» в 1852 году. В приложениях в конце книги эта статья приводится полностью.

Курба в этой статье описывается следующим образом:
«В настоящее время село Курба имеет две каменные церкви, с высокою между ними колокольнею. Первая церковь теплая, во имя Воскресения Христова, построенная в первой половине xvii века, четырех угольная с пятью главами, впоследствии к ней пристроена продолговатая пространная трапеза, в которой устроен придел во имя святого Николая Чудотворца.

Церковь вся по стенам и сводам расписана (афреско) разными священными изображениями, иконостас старинный пятиярусный, резной с сквозными прорезными колоннами, с виноградными ветвями и гроздьями. В приделе иконостас новый, хорошей работы в древнем вкусе. Оба вновь по полименту вызолочены прекрасного фона кармином. Образа большей частью древние хорошей живописи в греческом стиле.

Вторая церковь холодная, довольно огромная, с полукруглыми выступами и тремя входными папертями, увенчанная пятью куполами, поддерживаемыми четырьмя столпами. Она построена в начале xviii века, вместо бывшей деревянной во имя великомученицы Параскевы, место которой и доныне видно на юг от Воскресенской церкви (там поставлена кирпичная часовня).

Новая церковь построена на другом месте к северу от Воскресенской церкви. Она освящена в честь образа Казанской богоматери, чудотворная икона коей издревне находится в сих церквах. Иконостас величественный, архитектуры Елизаветинского времени, весь вызолочен, образа того же времени в греческом, но не высоком стиле. Вся церковь по стенам, сводам и столпам расписана афреско священными изображениями из Ветхого и Нового завета. Трудились в росписи церкви ярославские иконописцы с 1796 по 1799 год. Многие образа в обеих церквах украшены серебряными и позолоченными ризами.

Ныне в село Курбе находится 125 домов, в том числе одиннадцать каменных. Жителей мужского пола до 335 душ».

Как видим, журнал «Москвитянин» единственными достопримечательностями Курбы в 1852 году отметил церкви и колокольню. Даже школы тогда в селе не было. Был ещё трактир, купеческий магазин и винная лавка. А церкви и колокольня сохранились до наших дней. Но, к сожалению, сохранились только стены. Величественные иконостасы с прекрасной резьбой и позолотой, иконы были разбиты и уничтожены в 30-е годы. В Воскресенской церкви устроен клуб, неуютный, непривлекательный. Фрески на стенах соскоблены и закрашены. В летней Казанской церкви в годы войны была устроена стоянка колхозных и эмтэесовских тракторов и настенная живопись закопчена и испорчена. Сама церковь разрушается. Разрушается и колокольня высотою более 60 метров с высоким шпилем, на вершине которого укреплен позолоченный шар с крестом. Сломана и часовня на месте старой деревянной церкви.

К сожалению курбские церкви не были включены памятники, охраняемые государством и не подлежат реставрации. Обречены на разрушение…

Против села Курбы на противоположном берегу речки Курбицы расположено небольшое село Васильевское. Там тоже есть две церкви. Одна из них действующая.

В историко-статистическом обзоре Ростово-Ярославской епархии, составленном секретарем Ярославской духовной консистории Апполинарием Крыловым в 1860 году, церковь в Васильевском названа как Спасская села Курбы и состоит из двух зданий. Одно – всемилостивого Спаса построено в 1745 году, второе – Смоленской божьей матери – в 1793 году.

В Курбе из поколения в поколение передается устное предание, что Васильевская Спасская церковь построена из остатков терема князей Курбских. На прилагаемой фотографии видно, что оно не имеет характерной церковной архитектуры. Можно предположить, что к четырехугольным остаткам терема пристроен алтарь и с другой стороны паперть с колокольнею. Мне об этом рассказывал ещё до войны старичок, бывший дьякон Васильевской церкви Приоров Иван Павлович, а ему рассказывал его дед. Но никаких документов, подтверждающих это нет, и в исторической литературе о князьях Курбских это нигде не упоминается. Так, что это только устное предание…

Автор Галкин Н.С. «Село Курба» (очерки по истории села Курбы Ярославской области) 1983 год. Отдел краеведения яоунб им. Н.А. Некрасова

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.